Производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. От французского термина «vitrail» происходит название «витраж». Оно содержит в основе латинское слово «vitrum», которое указывает на предысторию этого вида искусства.
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий находятся в трактате Плиния Старшего. Тут описывается история искусства создания наборных полов, в основе которых лежат живописные картины. Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются VII веком.
Вплоть до начала XII столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии.
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым – и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке.
Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.
Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа.
В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х гг. достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями.
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
Ныне витраж — произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.Также о витражах Вы можете узнать здесь: Портал «Витражи в России»